четверг, 9 июля 2015 г.

"О стеклянном потолке" или приложение Теории ограничений к профессиональному развитию.




Однажды я беседовал с бывшим коллегой о вопросах профессионального развития. По ходу разговора мы затронули один эмпирически наблюдаемый феномен: постоянный рост навыков программирования не приводит к такому же постоянному росту зарплаты. Зависимость начинается как линейная, но потом постепенно замедляется и переходит на некое плато. Его же называют иногда феноменом "стеклянного потолка" - вроде стараешься, учишься, а толку нет. Невидимый барьер, который не получается перепрыгнуть. Эта беседа натолкнула меня на размышления о природе связи между тем, что человек знает и умеет, и его стоимостью как работника.

Может быть, дело в тебе

Упомянутый выше феномен "стеклянного потолка" очень хорошо описывается законом убывающей доходности. Если объяснять на пальцах, то этот закон гласит, что последовательное усиление какого-то одного фактора в производящей доход в системе будет приводить к тому, доход будет повышаться, но также нелинейно. В какой-то момент инвестиции в развитие перестанут окупаться повышением доходности.


Почему так происходит? Хорошее объяснение можно найти в Теории ограничений Элияху Голдратта. Простое объяснение звучит так: производительность системы ограничивается её узким местом (т.е. её ограничением). Если это узкое место расширять, то производительность будет расти, но лишь до тех пор, пока это место не перестанет быть узким. Тогда будет какое-то другое узкое место, и работы по расширению прошлого узкого места потеряют смысл.


Применительно к развитию навыков это можно трактовать так. Главным ограничителем производительности начинающего разработчика является слабое знание технологий. По мере того, как он учится и осваивает технологии все больше и больше, это ограничение становится все слабее и слабее, до тех пор, пока оно не перестает быть ограничением. После этого момента дальнейшее развитие технических навыков теряет смысл, т.к. оно не приведет к повышению производительности.

Это, конечно, упрощённая модель. У человека не может быть одного ограничения, которое во всех ситуациях мешает ему работать. В зависимости от ситуации человек может упираться в разные ограничения, но общая тенденция сохраняется. По мере развития технических навыков он чаще начинает упираться во что-то другое.

Но если работа программиста - писать программы, то что же такое его может ограничивать кроме, собственно, умения программировать? Судя по своему личному опыту, я могу привести такие примеры:
  • Личная несобранность и неумение организовать свою работу.
  • Неумение доносить свои мысли до коллег и воспринимать их идеи.
  • Неумение конструктивно решать конфликты точек зрения между коллегами.
  • Неконструктивное восприятие критики.
  • Неумение планировать и исполнять долгосрочные проекты в условиях отвлечения текущими проблемами.
  • Излишне оптимистичное мышление.
  • Отсутствие системности в решении проблем.
  • Невнимательность к деталям.
  • Непонимание бизнеса, в котором я работаю.
  • Неспособность взглянуть на проблему глазами заказчика или пользователя.


Список можно продолжать, за десять лет работы программистом я наступил на великое множество граблей, которые мешали мне хорошо делать свое дело. В чем ценность этого подхода? Он предельно прагматичен - дает критерий выбора направления развития, позволяет выбрать ту сферу компетенций, на которой следует сфокусироваться в данный момент.

А может быть, и не в тебе

Но это лишь одна из причин, которые могут приводить к феномену "стеклянного потолка". Теория ограничения подсказывает и другоую причину: внешнее ограничение. В романе "Дело не в везенье" из цикла "Цель" Голдратт описывает вымышленную компанию, поставляющую паровое оборудование. Они упёрлись в саму форму отношений с клиентами и нашли решение в переходе от вендорской модели к сервисной. Если предприятие разобралось со своими внутренними проблемами, то дальнейший рост может быть ограничен внешним фактором: ёмкостью рынка, поставщиками, формой отношений с клиентом.

Как этот принцип переносится в персональную область? Он даёт объяснение ещё одной причине "стеклянного потолка". Можно стать идеальным сотрудником, развить все свои навыки до совершенства лишь для того, чтобы упереться в ограниченность своей роли в конкретной компании. Существует много красивых рассказов о ключевых технических специалистах разрабатывающих ключевые для бизнеса технологии и получающих баснословные зарплаты. Суровая реальность состоит в том, что таких позиций - единицы, большинство разработчиков занимаются более обыденными вещами и не способны существенно повлиять на успех бизнеса. А раз так, то и ценность их для бизнеса ограничена сверху самими условиями их работы.

Теория ограничений дает также и модель для объяснения этого ограничения. Если у бизнеса есть свои внутренние ограничения, узкие места, то на его успешность влияют именно те люди, которые с этими ограничениями связаны напрямую. Эти люди и являются ключевыми для успеха бизнеса, их "стеклянный потолок" проявится только тогда, когда ограничение переедет в другое место, а это не частое явление. Как это ни прискорбно, но остальные могут сколько угодно пыжиться и стараться, от них зависит не так много.

Что это означает на практике? Если хочется безудержного роста и развития, то следует хорошенько задуматься о своём месте в компании. Где в данный момент у компании узкое место, и где в данный момент находишься ты? Если ответы на эти два вопроса не совпадают, то надо либо менять своё место в компании, либо менять компанию.

Заключение

Итак какие основные выводы достигнуты?
  1. Стеклянный потолок может иметь внутренние причины - ограниченность некоторых навыков, делающая бессмысленной развитие других. В этом случае надо определить свое ограничение и целенаправленно его устранять.
  2. Стеклянный потолок может иметь внешние причины - ограниченность влияния конкретной позиции на ограничения бизнеса. В этом случае надо менять свои отношения с окружением, чтобы оказаться в точке ограничения.

Побочным выводом является то, что человека можно рассматривать как мини-бизнес и применять к нему те же подходы, что и к "настоящему" бизнесу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий